Коррекционный курс "Логопедические занятия" 4 А класс

 

13.11.2020

Тема «Мягкий знак в середине и в конце слова»

1.    Прочитайте. Запомните.

Мягкий знак не имеет собственного звука, но он смягчает согласный звук, стоящий перед ним.

Мягкий знак может выполнять свою функцию, как в середине, так и в конце слова.

В середине слова мягкий знак может стоять между двумя согласными.

Пример: угольки, пеньки, львица, письмо.

Сочетание в словах согласных букв чк, чн, нч, нщ пишутся без мягкого знака.

В конце слова мягкий знак ставится для смягчения согласного звука.

Пример: уголь, пень, огонь, конь.

Давайте теперь изменим слова из этого примера так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.

У нас получилось:

угольки, пеньки, огоньки, коньки.

2.     Прочитайте предложения. Вставьте нужные по смыслу слова. Запишите предложения в тетрадь.

Весы  показывают  правильный  … . 

 …  день  льет  дождь.  

весь, вес

Саша  …  мишку.

Хорошо  …  лицо  и шею.  

мыль, мыл

Щенок  …  под  крыльцо.  

Не  …  на  крышу- упадешь.

лез, лезь

… - могучее  дерево.  

 Саша  … морковь.

ел, ель

Учитель  положил  …  на  стол.    

Корабль  сел  на  … .

мел, мель

 С ветки  слетела  … .

Под  ногами  скрипит  речная … .

галка, галька.

В  костре  догорали … .  

Не  мни  мне  в  книгах … . 

уголки, угольки   

На  стене  висит  книжная … .  

 …– это  быстрый  танец.

полка,  полька

12.11.2020

Тема «Упражнение в различении твёрдых и мягких согласных»

1. Прочитайте. Повторите. 



2. Прочитайте слова. Спишите слова, в которых все согласные звуки – мягкие.

Лебедь, иней, линия, кровь, очки, шить, мешок, щуки, яйцо.

3. Прочитайте слова. Спишите слова, в которых все согласные звуки – твёрдые.

Сугробы, малыши, шипы, тигр, улица, фокус, матрос, чашка, майка.

11.11.2020

Тема «Дифференциация согласных М-Н  в слогах, словах, предложениях и тексте»

1.     Вставьте в слова пропущенную букву «м» или «н». Запишите слова в тетрадь.

Ды…, …ож…ицы, вес..а, ка…ыш, за..ок, …адя, кра…, ви…т, ко…ар, …ука.

2.     Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Запишите предложения в тетрадь.

Спит на дне усатый …,

Снится сому странный… .

сон,  сом

Миша спрятал мыло в …,

Чем теперь умоем …?

нишу, Мишу

Нужно мусор …,

Вымести и … .

вымести, вынести.

Сами мы садимся в …,

Сани с горки мчатся … .

сани, сами

Вместе с мамой ехал …

На машине в город  … .

Нальчик,  мальчик

 

3.     Прочитайте скороговорку. Выучите наизусть.

 

Отойди от ямы, Яна,

Глубока для Яны яма.

Угодила Яна в яму,

Тащим мы из ямы Яну.

06.11.2020

Тема «Дифференциация согласных Р-Л в слогах, словах, предложениях и тексте»

1.     Характеристика звуков. Прочитайте. Повторите.

Когда произносим «Р» - губы в улыбке, рот открыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами на бугорках и вибрирует (дрожит), горлышко молчит, а язычок дрожит. Когда произносим звук «Л» - губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами, но не дрожит.

Звук «Р» - согласный, непарный, звонкий.

Звук «Л»- согласный, непарный, звонкий.

2.     Подберите  нужный слог — ра или ла. Запишите слова в тетрадь.

пи..,  шко..,  кону..,  ска.., иг..,  детво..,  пасти.., но..,  аку..,  жа..,  у..

3.     Закончи маленькие стихотворения, подобрав в рифму нужное слово.

Дедушку зовут …,

У него болит ...

рука, Лука

Рисовал художник …

И картину вставил в ...

раму, ламу

Друг позвал меня на …,

Ел я торт и чай я ...

пир, пил

В блеске солнечных …

По земле бежит ...

ручей, лучей

 

4.     Игра «Скажи наоборот». Прочитайте. Чтобы закончить предложение подберите противоположное по смыслу слово. Запишите предложения в тетрадь.

Летом день длинный, а зимой … .

Суп горячий, а компот … .

Дедушка старый, а внук … .

Вчера мне было весело, а сегодня … .

Заяц трусливый, лев … .     

Баба Яга злая, а фея … .

Слова-подсказки: добрая, короткий, грустно, молодой, холодный, смелый.

05.11.2020

Тема «Дифференциация согласных Ж-Ш в слогах, словах, предложениях и тексте»

1.     Характеристика звуков. Прочитайте. Повторите.

Звук Ш – согласный, всегда твердый, глухой, шипящий, губы округлены, язык в форме чашечки, по середине языка идет теплая воздушная струя, направленная вверх.

Звук Ж - согласный, всегда твердый, звонкий, шипящий, губы округлены, язык в форме чашечки, по середине языка идет теплая воздушная струя, направленная вверх.

2.     Упражнение  «Допиши словечко».

В словах пропущены слоги ЖОК или ШОК. Добавьте пропущенный слог и запишите слова в тетрадь.

Ме....., пу....., пры....., лу....., пиро....., утю....., творо....., лапу....., сапо....., сне....., пету....., коре....., сти....., кру....., фла..... .

3.     Вставьте пропущенные буквы (ж или ш) в слова, составьте из предложений текст.

Они …лёпали по лу…ам.

…еня и Са…а …алили.

У …ени фла…ок  упал в лу…у.

После до…дя были большие лу…и.


Алёна Р.

Рассмотрите и назовите картинки. Определите, какой звук: Ж или Ш слышится в названиях картинок. Соедините каждую картинку линией с соответствующей буквой.


04.11.2020

Тема «Дифференциация согласных З-С в слогах, словах, предложениях и тексте»

1.     Характеристика звуков. Прочитайте. Повторите.

Когда произносим звук «С» губы слегка растянуты в улыбке, зубы сближены, язык кончиком упирается в нижние резцы, боковые края языка прикасаются к внутренней стороне верхних коренных зубов, голосовые связки: разомкнуты, выдох несколько усилен.

При звуке «З» артикуляция та же, что и при звуке «С», только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Звук «З» - согласный, парный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий. Звук «С»- согласный, парный, глухой, бывает твердый, бывает мягкий.

2.     Закончите и запишите слова, добавив слоги:

а) за или са:

ли..., ...пог, ...бота, пи..тель, Ли..., ...мок, ...гадка,  ко..., .. хар,  мимо...

б) зы или сы:

но...,  зано...,  ва..., моро..., ро...,  стреко...,  капри...,  воло...

3.     Прочитайте предложения. Вставьте нужные по смыслу слова. Запишите предложения в тетрадь.

Дети ели вкусный …

У Зои разболелся …

зуб, суп

У Зои русая …

В сад забрела …

коса, коза

Помидоры надо … рассолом

Надо … на зиму капусту.

солить, залить

Не надо ... собаку.

Остатки воды можно…

слить, злить

 

4.     Прочитайте. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы з или с.

Березка.

В ...аду бере...ка.  Бере...ка была ...ухая.  На бере...ке   гне...до ...ороки.    ...орока та...кала в гне…до  ли…тики.

Алёна Р.

Рассмотрите и назовите картинки. Определите, какой звук: З или С слышится в названиях картинок. Соедините каждую картинку линией с соответствующей буквой. Раскрасьте картинки.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий